Весь мир – театр

5 марта 2013

Весь мир — театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
У. Шекспир

 

Я вспомнила эти строки английского классика после одного забавного происшествия …

Не так давно для работы в расстановках по методу Б. Хеллингера в нашей студии собралась группа.  Среди участников были люди, которые неоднократно участвовали в расстановках, для которых этот метод  был хорошо известен и стал эффективным инструментом для решения многих жизненных проблем. И были участники-новички, которые только читали или слышали от знакомых об этом методе. Для них это был первый опыт, первое знакомство с расстановками в роли «заместителя».

Вначале работы я посвятила немного времени презентации этого метода. Затем я попросила всех участников во время работы уходить от своих личных оценок ситуации, от личных комментариев и полностью сконцентрироваться на чувствах и ощущениях того персонажа, «заместителем» которого они будут во время расстановки.

Работа  была интересная, хотя тем, кто первый раз участвовал в ней, было довольно сложно сдерживать свои личные эмоции, но это вполне естественно – первый опыт. Одна из задач ведущего — вовремя это почувствовать и попросить «заместителя» передавать только то, что переживает его персонаж.

Когда расстановка была окончена, одна из участниц — очаровательная девушка, сценарист по профессии, переполненная новыми ощущениями, с долей разочарования начала комментировать работу группы. Она очень серьёзно  и вдохновенно говорила о том, что в каких-то эпизодах  ей не хватило эмоций со стороны некоторых персонажей, динамики развития сюжета, а какие-то диалоги были совсем  неинтересные, им недоставало чувственности, четкости позиций и… чего-то ещё.

На какое-то время в студии повисла тишина, а  на лицах всех участников появилось недоумение.  И только через какое-то время ребята начали улыбаться….  Милая девушка восприняла расстановку, как спектакль, как театральную  постановку со сложной сюжетной линией. А мои просьбы уходить от своих умозаключений и передавать только то, что чувствовали персонажи-«заместители», она восприняла  как навязчивые наставления тирана-режиссера, который не позволяет актёру проявить  личные эмоции и виденье своей роли. Недоумение участников группы было вполне понятным. Ведь девушка не просто наблюдала за действием, образно выражаясь, из зрительного зала, а работала в расстановке в качестве «заместителя»  и довольно точно передавала внутреннее состояние, эмоции и переживания одного из персонажей.

Забавная история,  но она очень ярко иллюстрирует нашу человеческую суть. Наше внутреннее, заранее сформированное мнение о чем-то или о ком-то даже вопреки ярким ощущениям не позволяет видеть реальность такой, какой она есть на самом деле.

Мы цепко держимся за свои убеждения, упрекая жизнь за то, что она к нам несправедлива.

А жизнь с нежностью и терпением улыбается нам в ответ и ждет, когда же мы выберемся из мира иллюзий, чужих установок и программ. Когда начнём откровенно говорить о том, что чувствуем, и делать то, о чём думаем;  когда мы  будем последовательны в своих действиях и искренны, в первую очередь, с собой.

Дописав эти строчки, я вспомнила один из моих любимых фильмов Александра Захарова «Тот самый Мюнхаузен» и  захотелось окончить эту историю словами главного героя: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

Автор: Милана Предриховская
Руководитель студии «Прия»